Усадьбы Митино и Васильево
Село Митино, принадлежавшее помещикам Львовым, впервые упоминается в Эко-номических примечаниях по Новоторжокскому уезду, составленных в конце XVIII века: «Сельцы Василево и Митино Дмитрия и Ивана Ивановичей детей Львовых... Сельцо Ми- ТИ1Ю на левых сторонах р. Тверцы и ручья Митинского при Большой Санкт-Петербург-ской дороге».
Усадебный комплекс в Митино возник на рубеже XVIII—XIX веков по инициативе владельца Дмитрия Ивановича Львова (дальнего родственника архитектора Н. А. Львова). Уже в 1808 году один из путешественников, проезжавших из Петербурга в Москву, отмечает в своих записках существование в Митино деревянного господского дома и многочисленных служб.
Автором проекта всех сооружений был И. А. Львов. Наиболее значительными из них являются сохранившиеся до настоящего времени погреб-пирамида, конный двор и два корпуса винокуренного завода. Н. А. Львову принадлежит общий композиционный замысел планировки комплекса и устройство террасного парка.
Помимо названных зданий в усадьбе были возведены большая валунная кузница, парковый павильон и беседка, известные лишь по серии рисунков, выполненных в 40-х годах XIX века. На одном из них изображен несохранившийся деревянный одноэтажный главный дом, который по характеру своей архитектуры напоминал дом усадьбы Званка, построенный Н. А. Львовым для Г. Р. Державина (который также уже не существует).
Не менее интересны и другие постройки, сооруженные из валунов и кирпича, — скотные дворы, каретник, дома для прислуги.
Митино Д. И. Львов подарил сыновьям Дмитрию и Сергею. Тогда это было довольно богатое имение, имевшее 2 тысячи десятин земли, добротные, крепкие постройки и винокуренный завод. Львовы — владельцы усадьбы — принадлежали к либерально на-строенной образованной части русского дворянства. Некоторые из членов этой семьи получили блестящее образование в Петербургском университете. Один из них, Николай Сергеевич, был первым директором учительской школы, открытой в Торжке, а потом инспектором народных училищ Новоторжокского уезда. В Митино часто собирались преподаватели земской учительской школы, художник А. А. Поленов, земский деятель В. М. Линд, другом дома была сотрудница журнала «Отечественные записки» писательница Марко Вовчок (Мария Александровна Маркович). Бывала у Львовых Анна Петровна Керн со своим мужем А. В. Марковым-Виноградским.
Интересны и судьбы некоторых представителей этой семьи. В 1851 году погиб на дуэли И. С. Львов. Высоконравственны мотивы, по которым он сознательно пошел на смерть. Вот выдержка из его предсмертного письма: «Милый, добрый брат! Полка нашего офицер Коншин жестоко обманул бедную и беззащитную девушку Гофман. Поступок
Коншина я порицал торжественно и не мог на него смотреть без негодования, называя его подлецом. Явился ко мне сам Коншин и наговорил дерзостей. Я предпочел лучше умереть, чем оставить детям моим имя, омраченное позором. Прощай, милый и благородный мой брат...» Похоронен И. С. Львов на Прутненском кладбище.
Много хорошего для Торжка сделал потомок Д. И. Львова Д. Д. Романов. Будучи членом земской управы, он заботился о развитии в городе земского образования, кустарных промыслов, особенно кружевного и золотошвейного.
Главный дом в усадьбе Митино, судя по архивным источникам, построен в конце XVIII — начале XIX веков и капитально перестроен в 40-х годах XIX столетия. До перестройки он представлял собой одноэтажное деревянное здание с кирпичным цокольным этажом, сооруженное в стиле классицизма. В начале 40-х годов oбнoвлeн в кирпиче. На рисунке 1844—1848 годов изображено уже новое, двухэтажное кирпичное и неоштукатуренное здание, возведенное на старом цокольном этаже и выдержанное в ампирных формах с чертами эклектики. В середине XX века дом претерпел целый ряд изменений, значительно исказивших его первоначальный вид. Приспособленный под санаторий в годы советской власти, в 1933 году был передан Международной Ленинской школе и стал называться санаторием имени Вильгельма Пика. Здесь отдыхали слушатели школы, представители коммунистических партий различных Стран, в том числе Сэн-Катаяма (Япония), Ван Мин (Китай).
С 1936 года санаторий «Митино» находится в ведении профсоюзов, В 1968 здесь построен новый, трехэтажный, а в 1982 году — девятиэтажный корпус. В 1978 году рядом с санаторием был открыт профилакторий завода полиграфических красок города Торжка.
Так советская власть, на словах боровшаяся за охрану памятников культуры, варварски разрушила и перестроила сообразно своим потребностям усадебный комплекс села Митино. Лишь цокольный этаж главного дома сохранил первоначальную, усложненную планировочную структуру.
Представление об усадебном комплексе Митино, окончательно сложившемся к концу XIX века, дает описание, сделанное в 70—80-х годах писателем А. Ц,. Апраксиным в романе «Праздные люди»: «Свернув с большой дороги, приходилось ехать широкою аллею по густому сосновому бору вплоть до поместья. Тут открывалась сначала поляна, на которой с правой стороны находится гумно и рига с гигантскими скирдами впереди... Далее, все направо же, за живой изгородью оранжереи и фруктовый сад, а с левой стороны, как раз напротив огород. Потом скотный двор, такой огромный, длинный, широкий... Потом конюшни, экипажные сараи, далее из гранитных тесаных глыб, пирамидальной конструкции, величественный, как памятник отдаленной древности, погреб; затем молочная ферма, бани, кое-какие другие постройки и, наконец, сам большой дом с широким фронтоном, ступеней десять и роскошной колоннадою на сторону въезда перед английским парком и с величественной верандой на оборотной стороне, откуда открывается чудесный вид на цветистый сад, спускающийся откосами на реку, извивающуюся перед самым Митином. Господский белый с красным дом, два этажа которого гордо поднимались над рекой, был уже перестроенным, каменным». Далее, несколькими строками ниже, упоминаются купальня и беседка на откосе. За главным домом, на склоне, спускающемся к реке, был разбит укрепленный валунными стенками террасный сад. Валунные подпорные стенки частично разобраны или скрыты бурно разросшимися кустарниками и молодыми деревьями. Террасы почти не читаются. Сад сильно запущен.
У подножия мыса, чуть северо-западнее главного дома растут две ели, которые, по мнению художника Ю. Л. Карецелли, изображены на одном из рисунков А. С. Пушкина («Пейзаж с соснами») из собрания Оксмана. Документальных сведений о пребывании А. С. Пушкина в Митино не обнаружено, однако он много раз проезжал по Петербургской дороге, а многочисленные дружеские и родственные связи Львовых с хорошо знакомыми поэту семьями Олениных и Полторацких делают его визит сюда вполне возможным. На рисунке Пушкина возле сосен изображен большой странный камень. Похожий по форме валун-конгломерат с густыми кремнистыми вкраплениями лежит сейчас около самого главного дома. О нем существует легенда, будто он был привезен кем-то из Львовых из Италии, и чуть ли не с Везувия.
Судьба всех остальных зданий складывалась сообразно потребностям санатория «Митино», поскольку они оказались на его балансе. Часть зданий используется как складские помещения (погреб-пирамида, зернохранилище, скотный двор, конный двор), другие приспособлены под жилье (винокуренный завод, дом для приезжих).
Помимо основной территории к усадьбе относится также расположенный по другую сторону ручья Миленский лес. Густой сосновый бор тянется по берегу реги Тверца до самого погоста Прутня — родовой усыпальницы Львовых. Через ручей переброшено два моста: нижний — небольшой валунный, подобный тем, которые проектировал Н. А. Львов для усадьбы Знаменское-Раек, и современный, большой мост выше по течению, рядом с остатками кузницы, расположенной, видимо, на месте старого деревянного на сваях моста, существовавшего здесь в XIX веке.
Вторая усадьба — в селе Василево. Существовала с середины XVIII века. В последней его четверти села Василево и Митино принадлежали Дмитрию и Ивану Ивановичам Львовым. После смерти Д. С. Львова имение перешло к его внучке Т. П. Балавенской. При ней был надстроен второй этаж с большим балконом. В парке находились три пруда с гротами и мостами. В центре парка стояла беседка «Храм любви» и был трехарочный мост через Василевский ручей (стоит и сейчас). В конце XIX века усадьбу продали известному в Торжке купцу Цвылеву, который организовал здесь мешочное производство. Вероятно, при нем была частично переделана служебная постройка с оранжереей и псарней, сооружены дом для приезжих, дача, ткацкие склады, кузница, скотный двор и хозпостройка.
В наше время используется пешеходами сохранившийся мост через ручей в пейзажном парке («Чертов мост»). На нем утрачен один из камней, обрамлявший вход в северный грот. Местами в гротах частично осыпалась кирпичная облицовка стен, в одной из камер южного фота выложена новая кирпичная перегородка. И еще утрачены цепи, ограждавшие дорогу по мосту. Использование в качестве основного строительного материала почти необработанных гранитных валунов придает сооружению особую художественную выразительность, органично включает его в окружающий пейзаж. По размерам центрального опорочного пролета мост уникален среди сооружений такого типа.
В настоящее время утрачены деревянный, главный, дом, дача, ткацкие склады, кузница, сильно руинирован дом для приезжих, в аварийном состоянии грот-мост, пруды и территория пейзажного парка заросли и заболочены, на скотном дворе заменена значительная часть кирпичных столбов и сделана новая кровля.
Несмотря на утраты и перестройки, комплекс сохранил значительную часть своей планировочной структуры и служит одним из интереснейших образцов романтического направления в садово-парковом искусстве.
После революции в Василево открыли санаторий для туберкулезных больных. Сейчас там расположен лагерь физкультурного отделения Тверского государственного университета. Близ Василево создан архитектурно-этнографический музей под открытым небом, где экспонируются различные старинные сооружения и предметы бытового использования: деревянная церковь начала XVIII века, водяная мельница (ее нашли в Удомельском районе), искусно срубленный крестьянский амбар, ветряная мельница (из Бежецкого района) и многое другое.
Другие новости по теме:
Усадебный комплекс в Митино возник на рубеже XVIII—XIX веков по инициативе владельца Дмитрия Ивановича Львова (дальнего родственника архитектора Н. А. Львова). Уже в 1808 году один из путешественников, проезжавших из Петербурга в Москву, отмечает в своих записках существование в Митино деревянного господского дома и многочисленных служб.
Автором проекта всех сооружений был И. А. Львов. Наиболее значительными из них являются сохранившиеся до настоящего времени погреб-пирамида, конный двор и два корпуса винокуренного завода. Н. А. Львову принадлежит общий композиционный замысел планировки комплекса и устройство террасного парка.
Помимо названных зданий в усадьбе были возведены большая валунная кузница, парковый павильон и беседка, известные лишь по серии рисунков, выполненных в 40-х годах XIX века. На одном из них изображен несохранившийся деревянный одноэтажный главный дом, который по характеру своей архитектуры напоминал дом усадьбы Званка, построенный Н. А. Львовым для Г. Р. Державина (который также уже не существует).
Не менее интересны и другие постройки, сооруженные из валунов и кирпича, — скотные дворы, каретник, дома для прислуги.
Митино Д. И. Львов подарил сыновьям Дмитрию и Сергею. Тогда это было довольно богатое имение, имевшее 2 тысячи десятин земли, добротные, крепкие постройки и винокуренный завод. Львовы — владельцы усадьбы — принадлежали к либерально на-строенной образованной части русского дворянства. Некоторые из членов этой семьи получили блестящее образование в Петербургском университете. Один из них, Николай Сергеевич, был первым директором учительской школы, открытой в Торжке, а потом инспектором народных училищ Новоторжокского уезда. В Митино часто собирались преподаватели земской учительской школы, художник А. А. Поленов, земский деятель В. М. Линд, другом дома была сотрудница журнала «Отечественные записки» писательница Марко Вовчок (Мария Александровна Маркович). Бывала у Львовых Анна Петровна Керн со своим мужем А. В. Марковым-Виноградским.
Интересны и судьбы некоторых представителей этой семьи. В 1851 году погиб на дуэли И. С. Львов. Высоконравственны мотивы, по которым он сознательно пошел на смерть. Вот выдержка из его предсмертного письма: «Милый, добрый брат! Полка нашего офицер Коншин жестоко обманул бедную и беззащитную девушку Гофман. Поступок
Коншина я порицал торжественно и не мог на него смотреть без негодования, называя его подлецом. Явился ко мне сам Коншин и наговорил дерзостей. Я предпочел лучше умереть, чем оставить детям моим имя, омраченное позором. Прощай, милый и благородный мой брат...» Похоронен И. С. Львов на Прутненском кладбище.
Много хорошего для Торжка сделал потомок Д. И. Львова Д. Д. Романов. Будучи членом земской управы, он заботился о развитии в городе земского образования, кустарных промыслов, особенно кружевного и золотошвейного.
Главный дом в усадьбе Митино, судя по архивным источникам, построен в конце XVIII — начале XIX веков и капитально перестроен в 40-х годах XIX столетия. До перестройки он представлял собой одноэтажное деревянное здание с кирпичным цокольным этажом, сооруженное в стиле классицизма. В начале 40-х годов oбнoвлeн в кирпиче. На рисунке 1844—1848 годов изображено уже новое, двухэтажное кирпичное и неоштукатуренное здание, возведенное на старом цокольном этаже и выдержанное в ампирных формах с чертами эклектики. В середине XX века дом претерпел целый ряд изменений, значительно исказивших его первоначальный вид. Приспособленный под санаторий в годы советской власти, в 1933 году был передан Международной Ленинской школе и стал называться санаторием имени Вильгельма Пика. Здесь отдыхали слушатели школы, представители коммунистических партий различных Стран, в том числе Сэн-Катаяма (Япония), Ван Мин (Китай).
С 1936 года санаторий «Митино» находится в ведении профсоюзов, В 1968 здесь построен новый, трехэтажный, а в 1982 году — девятиэтажный корпус. В 1978 году рядом с санаторием был открыт профилакторий завода полиграфических красок города Торжка.
Так советская власть, на словах боровшаяся за охрану памятников культуры, варварски разрушила и перестроила сообразно своим потребностям усадебный комплекс села Митино. Лишь цокольный этаж главного дома сохранил первоначальную, усложненную планировочную структуру.
Представление об усадебном комплексе Митино, окончательно сложившемся к концу XIX века, дает описание, сделанное в 70—80-х годах писателем А. Ц,. Апраксиным в романе «Праздные люди»: «Свернув с большой дороги, приходилось ехать широкою аллею по густому сосновому бору вплоть до поместья. Тут открывалась сначала поляна, на которой с правой стороны находится гумно и рига с гигантскими скирдами впереди... Далее, все направо же, за живой изгородью оранжереи и фруктовый сад, а с левой стороны, как раз напротив огород. Потом скотный двор, такой огромный, длинный, широкий... Потом конюшни, экипажные сараи, далее из гранитных тесаных глыб, пирамидальной конструкции, величественный, как памятник отдаленной древности, погреб; затем молочная ферма, бани, кое-какие другие постройки и, наконец, сам большой дом с широким фронтоном, ступеней десять и роскошной колоннадою на сторону въезда перед английским парком и с величественной верандой на оборотной стороне, откуда открывается чудесный вид на цветистый сад, спускающийся откосами на реку, извивающуюся перед самым Митином. Господский белый с красным дом, два этажа которого гордо поднимались над рекой, был уже перестроенным, каменным». Далее, несколькими строками ниже, упоминаются купальня и беседка на откосе. За главным домом, на склоне, спускающемся к реке, был разбит укрепленный валунными стенками террасный сад. Валунные подпорные стенки частично разобраны или скрыты бурно разросшимися кустарниками и молодыми деревьями. Террасы почти не читаются. Сад сильно запущен.
У подножия мыса, чуть северо-западнее главного дома растут две ели, которые, по мнению художника Ю. Л. Карецелли, изображены на одном из рисунков А. С. Пушкина («Пейзаж с соснами») из собрания Оксмана. Документальных сведений о пребывании А. С. Пушкина в Митино не обнаружено, однако он много раз проезжал по Петербургской дороге, а многочисленные дружеские и родственные связи Львовых с хорошо знакомыми поэту семьями Олениных и Полторацких делают его визит сюда вполне возможным. На рисунке Пушкина возле сосен изображен большой странный камень. Похожий по форме валун-конгломерат с густыми кремнистыми вкраплениями лежит сейчас около самого главного дома. О нем существует легенда, будто он был привезен кем-то из Львовых из Италии, и чуть ли не с Везувия.
Судьба всех остальных зданий складывалась сообразно потребностям санатория «Митино», поскольку они оказались на его балансе. Часть зданий используется как складские помещения (погреб-пирамида, зернохранилище, скотный двор, конный двор), другие приспособлены под жилье (винокуренный завод, дом для приезжих).
Помимо основной территории к усадьбе относится также расположенный по другую сторону ручья Миленский лес. Густой сосновый бор тянется по берегу реги Тверца до самого погоста Прутня — родовой усыпальницы Львовых. Через ручей переброшено два моста: нижний — небольшой валунный, подобный тем, которые проектировал Н. А. Львов для усадьбы Знаменское-Раек, и современный, большой мост выше по течению, рядом с остатками кузницы, расположенной, видимо, на месте старого деревянного на сваях моста, существовавшего здесь в XIX веке.
Вторая усадьба — в селе Василево. Существовала с середины XVIII века. В последней его четверти села Василево и Митино принадлежали Дмитрию и Ивану Ивановичам Львовым. После смерти Д. С. Львова имение перешло к его внучке Т. П. Балавенской. При ней был надстроен второй этаж с большим балконом. В парке находились три пруда с гротами и мостами. В центре парка стояла беседка «Храм любви» и был трехарочный мост через Василевский ручей (стоит и сейчас). В конце XIX века усадьбу продали известному в Торжке купцу Цвылеву, который организовал здесь мешочное производство. Вероятно, при нем была частично переделана служебная постройка с оранжереей и псарней, сооружены дом для приезжих, дача, ткацкие склады, кузница, скотный двор и хозпостройка.
В наше время используется пешеходами сохранившийся мост через ручей в пейзажном парке («Чертов мост»). На нем утрачен один из камней, обрамлявший вход в северный грот. Местами в гротах частично осыпалась кирпичная облицовка стен, в одной из камер южного фота выложена новая кирпичная перегородка. И еще утрачены цепи, ограждавшие дорогу по мосту. Использование в качестве основного строительного материала почти необработанных гранитных валунов придает сооружению особую художественную выразительность, органично включает его в окружающий пейзаж. По размерам центрального опорочного пролета мост уникален среди сооружений такого типа.
В настоящее время утрачены деревянный, главный, дом, дача, ткацкие склады, кузница, сильно руинирован дом для приезжих, в аварийном состоянии грот-мост, пруды и территория пейзажного парка заросли и заболочены, на скотном дворе заменена значительная часть кирпичных столбов и сделана новая кровля.
Несмотря на утраты и перестройки, комплекс сохранил значительную часть своей планировочной структуры и служит одним из интереснейших образцов романтического направления в садово-парковом искусстве.
После революции в Василево открыли санаторий для туберкулезных больных. Сейчас там расположен лагерь физкультурного отделения Тверского государственного университета. Близ Василево создан архитектурно-этнографический музей под открытым небом, где экспонируются различные старинные сооружения и предметы бытового использования: деревянная церковь начала XVIII века, водяная мельница (ее нашли в Удомельском районе), искусно срубленный крестьянский амбар, ветряная мельница (из Бежецкого района) и многое другое.
Другие новости по теме: