Фрески
Ни одна техника живописи не сравнится по долговечности с фреской. Правда, для этого художник должен писать по сырой штукатурке, имея в запасе лишь 8 - 12 часов. В этой уникальной технике создавались великие шедевры итальянского Возрождения, хотя многодневная работа в позе «сирийского лука» порой доводила живописца до полного истощения. Фресковая живопись гордится тысячелетней историей и славными традициями. Ее название происходит от итальянского слова свежий - иными словами, стена, принимающая роспись, должна быть покрыта еще сырым слоем штукатурки, чтобы краски и грунт вступили в химическую реакцию, гарантирующую произведению долгую жизнь. Художник, берущийся за выполнение фрески, должен обладать не только твердой рукой и точным глазомером, но и бесконечным терпением.
Технология изготовления фресок
Прежде чем приступить к росписи, живописец приготавливает краски, растирая минеральные пигменты с дождевой водой до получения однородной массы. Красочный слой наносится на последний, идеально ровный и гладкий грунт, подготовленный штукатуром не раньше, чем за несколько часов до начала работы. В состав штукатурки входит размолотая в порошок и подвергнутая длительному гашению известь, мелкий кремниевый песок и вода. Иногда в раствор подмешивают обычный песок, мраморную пыль и даже шерсть животных. Из всех этих компонентов получается густая, как цементный раствор, масса, которая так же быстро высыхает. По мере высыхания входящая в состав штукатурки гидроокись кальция концентрируется на поверхности грунта и вступает в реакцию с атмосферным углекислым газом, образуя кристаллы карбоната кальция, которые и связывают красочный слой.
Живописцы называют этот процесс карбонизацией. Для того, чтобы пигменты прореагировали с известковым грунтом, наносить их следует по сырой, но не мокрой штукатурке. Чтобы не допустить появления плесени или кристаллизации, поверхностный слой штукатурки следует наводить лишь на тот участок стены, который художник сможет расписать за один день. Контуры композиции переносятся на стену с картона - заранее заготовленного на бумаге эскиза в величину будущей фрески. Окончательные поправки делаются всухую - иными словами, художник наносит краски на уже высохший фрагмент росписи. Однако завершающие мазки не обладают водоотталкивающими свойствами и не так долговечны, как сама фреска.
Великие мастера древности
К сожалению, в XX веке искусство фресковой живописи почти угасло, хотя его история уходит корнями еще в античную эпоху. На острове Крит доныне сохранились стенные росписи, выполненные во II тысячелетии до нашей эры во фресковой или близкой к ней технике.
Богатый декор стен и полов дворцового комплекса в Кноссе свидетельствует о высоком уровне крито-минойского искусства. Помимо пейзажных композиций здесь широко представлены фигуры людей и животных, сцены светских и религиозных церемоний, хотя до нас дошли лишь небольшие фрагменты фресок. Одна из самых ранних росписей Кносса - «Собиратели крокусов». Блестящим примером средневековой фресковой живописи служат созданные в XI веке росписи Софийского собора в Киеве. Из многочисленных сюжетов религиозного и светского характера особый интерес представляют групповые портреты членов семьи Ярослава Мудрого, написанные на трех стенах центрального нефа. Уникальные фрески сохранились и на стенах лестничных башен - композиция «Ипподром», сцены охоты, изображения музыкантов и скоморохов. Будучи единственными памятниками бытовой монументальной живописи Киевской Руси, эти росписи остаются ценнейшим источником информации о жизни той эпохи.

Фреска из Кносского дворца - Дамы в голубом
Стены базилики в Ассизи расписаны фресками Джотто ди Бондоне и повествуют о житии и чудесах святого Франциска. По приглашению генерала ордена францисканцев Джовании ди Муро живописец приехал в тамошний монастырь, где создал поистине эпохальное творение, ознаменовавшее окончательный отход от византийской иконописной традиции. Отказавшись от типичного для икон золотого или орнаментального фона, Джотто изобразил реальный, полный света и воздуха мир, населенный не схематичными символами, а живыми людьми из плоти и крови.
Впоследствии по пути, проложенному великим учителем, пошли все крупнейшие мастера итальянского Возрождения, в том числе Микеланджело. Интерьер церкви Санта Мария Новелла украсила фреска «Святая троица», автором которой был Мазаччо. Здесь впервые в истории живописи нашел применение открытый архитектором Филиппо Брунеллески принцип математического построения трехмерного пространства.
Статья опубликована при поддержке сайта: История искусства всех времён и народов
Источники: http://www.verman-art.ru, http://www.verman-art.ru