Усадьба Введенское


19-03-2012, 20:38
В конце XVI столетия около деревни Першино, где, по преданию, в XII веке был Введенский монастырь, существовал погост с церковью Bведения Богоматери во храм, разоренный в начале XVII века. В 1655 году пустошь Першино числится в вотчине боярина князя И. Л. Милославского. В 1678 году она перешла к окольничему М. Г. Головину, при котором на старом церковном месте был возобновлен деревянный храм. Потомки М. Г. Головина владели имением до 1744 года, затем оно перешло к С. В. Поздееву, а в 1769 году — к князю И. М. Голицыну.
В 1798 году Введенское-Першино получил в подарок П. В. Лопухин — отец фаворитки Павла I Е. П. Лопухиной. С именем нового хозяина и связана застройка усадьбы «Введенское» (Одинцовский район Московской области) на рубеже XVI1I—XIX веков. Приглашенный для этого П. В. Лопухиным архитектор Н. Л. Львов осмотрел местность и приступил к работе над проектом строительства. Отмечая живописное местоположение имения, он заметил: «Натура в нем свое дело сделала, но оставила и для художества урок изрядный». Однако архитектор опасался, что большая высота холма и отсутствие воды приведут к медленному росту парка и неудобству содержания хозяйственного двора. Но, будучи человеком весьма изобретательным, Н. Л. Львов вышел из положения, создав систему прудов на речке Нахабне и устроив артезианские колодцы.
По проекту знаменитого архитек,тора были сооружены главный дом с деревянным основным объемом и каменными крыльями, два флигеля, конный двор, оранжерея на хозяйственной территории, а также приусадебная церковь в отдалении от старого погоста. Жилье и хозпостройки возведены на рубеже XVIII—XIX веков, церковь же — значительно позже, в 1812 году (но по проекту И. Л. Львова).
После П. В. Лопухина Введенским владели Зарецкий (1830-е годы), А. М. Головина (1840—1850 годы), барон Штикельберг. В 1861 году усадьбу приобрел известный меценат, фабрикант В. И. Якунчиков, владевший ею до 1884 года. Здесь прошла юность замечательной художницы М. В. Якумчиковой, в гостях у которой бывали П. И. Чай-ковский, А. П. Чехов, подолгу гостил и работал художник В. Э. Борисов-Мусатов.
У Якунчиковых усадьбу купил граф С. Д. Шереметев. Он много занимался ремонтом зданий и для надзора за работами пригласил архитектора Н. В. Султанова. Последняя владелица Введенского — Гудович, дочь Шереметева. Род Гудовичей идет от въехавшего в 1860 году в Россию из Польши шляхтича Павла Станиславовича Гудовича. При Гудовичах, в 1912 году, деревянный дом был заменен точной каменной копией, возведенной в прежних габаритах на старых подвалах. Львовская постройка имела несколько иные пропорции, другую нарядную лестницу и меньшее количество колонн перед полуротондой. Несколько позже, в 1928 году, надстроили галереи, соединяющие дом с флигелями.
В начале XX иска построен о форме эклектики каретный сарай.
Стоит Введенское на высоком холме левого берега Москвы-реки.
Планировка усадьбы — центрально-осевая. Главная ось, направленная с юго-востока на северо-запад, проходит через центр парадного двора, главного дома и луговину, спускающуюся по крутому склону холма к запруженной речке Нахабне.
Ансамбль возведен в стиле классицизма и состоит из жилого комплекса, конного двора, хозяйственных сооружений, церкви и парка. Главный дом, выстроенный «покоем», и два флигеля образуют парадный двор, к которому подводила двухкилометровая березовая аллея со стороны Москвы. По сторонам центральной оси, на значительном расстоянии от нее к востоку, расположено здание конного двора, а к западу — церковь. Конный двор (сильно перестроенный) развернут к подъездной аллее парадным фасадом, отмеченным портиком. С севера от него стоит эклектическое здание каретного сарая.
Преображенская церковь с оригинальной по композиции ротондальной колокольней по своему стилю предвосхищает формы ампира. Колокольня оформлена белокаменной колоннадой и увенчана шпилем.
Главный дом — композиционный центр усадьбы. Его повышенный центральный объем, перестроенный в кирпиче в стиле неоклассицизма, рассчитан на обзор издалека. (Раньше он был виден от Савво-Сторожевого монастыря.) Архитектура первоначальных боковых крыльев главного дома и флигелей в стиле классицизма имеет много общего. Скошенные внешние углы крыльев делают композицию паркового фасада необычной и особенно репрезентативной. Перед портиком паркового фасада главного дома прослеживаются очертания площадки, огибаемой дорожками, выходящими к луговине склона. Площадка теперь засажена, а луговина заросла. Парк на склоне холма сохранил и систему старых извилистых дорожек.
Парадным этажом главного дома является первый. За полукруглой колоннадой расположен вход в вестибюль, имеющий выходы на север в большой зал и в соседние помещения (в восточном расположена парадная лестница), соединенные с угловыми южными залами. Большой северный зал и два зала по его сторонам составляют анфиладу. Узкий коридор с востока и круглый аванзал с запада соединяют большой зал с галереями. Второй этаж основного объема повторяет планировку нижнего (отсутствует лишь круглое помещение), однако там за годы после peвoлюции 1917 года появилось много перегородок.
Во внутреннем оформлении помещений много лепных розеток, медальонов, гирлянд, женских масок, напольных ваз. Изысканно выглядит интерьер круглого аванзала с полукруглыми нишами, отделанной ионическими пилястрами, живописью. Помещение перекрыто кессонированным куполом. В нишах, на тумбах из разноцветного мрамора поставлены китайские вазы и медные кубки.
После революции, в 20-х годах, в усадьбе (в главном доме) некоторое время располагался музей. Затем здания были приспособлены под дом отдыха. В конце 20—30-х и в последующие годы они перестраивались, в главном доме появились перегородки, полностью перепланировали крылья, остеклили портик восточного крыла. В фронтоне паркового фасада появился Герб СССР.
Церковь Преображения в 30-х годах была скрыта, а в 50-е сильно пострадала от пожара. Существенно разрушен цоколь колокольни, утрачены верхняя часть иконостаса, царские врата, все иконы. Пострадала также отделка из искусственного мрамора, сгорел балкон, обрушился свод западной эскедры. Сейчас здание церкви находится в процессе реставрации.
В последние годы усадьбу превратили в санаторий «Звенигород» МК КПСС, и все работы, которые там производились, значительно нарушили ее первоначальный вид. Флигели превращены в жилые корпуса, конный двор стал административно-хозяйственным корпусом санатория. Памятник сильно искажен, в здании не осталось ни одного подлинного проема, окна и входы либо заложены, либо растесаны, либо пробиты вновь. Появилось много временных перегородок, современной штукатурки. Каретный сарай переоборудован под кинозал. Заложены ворота, пристроены тамбуры, поднят пол в зале, выгорожена кинобудка...
Так-то вот сложилась судьба этой замечательной усадьбы.
Партократия, всегда выдававшая себя за поборницу высокой нравственности и культуры, использовала усадьбу для удовлетворения своих безграничных нужд. По ее прихоти произошли большие изменения почти в каждом здании архитектора И. А. Львова, попраны его принципы композиции «натурального» сада и всех архитектурных сооружений в нем. При перестройке усадьбы в санаторий напрочь отброшена его идея о том, что в планировке парка необходимо «единообразность прерывать противоположением, противоположение связать общим согласием».
Фонд «Усадьба», учитывая пожелания Конгресса соотечественников о создании
Российского Центра как базы для осуществления постоянных связей с российской диас-порой и крайнюю необходимость организации учебно-методических центров по подготовке специалистов, работающих в рамках Программы, обратился в Верховный Совет Российской Федерации с просьбой передать фонду бывшую усадьбу Введенское для размещения в ней вышеназванных структурных подразделений. Там же можно будет создать музей и библиотеку.
Другие новости по теме:





Топ-10 по рейтингу